В настоящее время в работе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особое внимание уделяется выстраиванию системы помощи выпускникам. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники организаций для детей-сирот сталкиваются с множеством новых задач, таких как поиск работы, организация быта, питания, свободного времени, получение медицинской помощи, создание семьи и многими другими. Наиболее благоприятно проходит социальная адаптация к новым условиям жизни у выпускников, которые своевременно получают необходимую помощь в решении этих вопросов.
С учетом запроса специалистов о необходимости методической поддержки в 2020 году ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» были разработаны методические материалы для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, специалистов служб сопровождения замещающих семей «Конструктор типовой программы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7 апреля 2021 года состоялся вебинар для специалистов организаций для детей-сирот и служб сопровождения замещающих семей, в ходе которого были представлены методические материалы для поддержки специалистов в осуществлении сопровождения социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей как на уровне социальной ситуации выпускника, так и на уровне социальных институтов.
Ирина Анатольевна Меркуль, заместитель директора ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», представила результаты проведенного в 2020 году мониторинга по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе выпускников.
Ведущий специалист ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» кандидат педагогических наук Ирина Анатольевна Бобылева ответила на актуальные вопросы специалистов, такие как:
– Что такое сопровождение и чем оно отличается от помощи?
– Каковы ценности и алгоритмы технологии индивидуального сопровождения?
– Какие организационные модели решают задачи поддержки выпускников?
– Как развивается региональная система сопровождения выпускников?
– Какие условия обеспечивают межведомственное взаимодействие субъектов сопровождения?
В рамках вебинара были представлены инструменты для организации сопровождения социальной адаптации выпускников, включая оценку готовности воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни и оценку жизненной ситуации выпускника.
В вебинаре приняли участие 1455 специалистов организаций для детей-сирот и организаций, сопровождающих замещающие семьи, из 78 субъектов Российской Федерации.